Подрядные торги в РБ

Обязательность процедуры проведения подрядных торгов в сфере строительства закреплена Указом Президента Республики Беларусь № 380 от 20 октября 2016 года.

Понятие и особенности

Подрядные торги – это процедура размещения заказов на строительство, реставрацию, реконструкцию, благоустройство, ремонт и прочий перечень строительных услуг, которые включают выбор подрядчиков и рабочей силы на конкурсной основе.

Проведение подрядных торгов является обязательным условием заключения договоров строительного подряда, при условии, если их финансирование происходит за счёт:

  • Республиканских, местных, государственных целевых и внебюджетных фондов, а также международных республиканских займов и кредитных банков государства и стоимости строительства объекта свыше 3000 базовых величин
  • Иных источников спонсирования, если стоимость объекта выше 50000 базовых величин

Как правило, началом процедуры проведения торгов принято считать вынесение решения об их проведении, а завершающим этапом – принятие объекта, работы и оказанного объёма услуг и ввод строения в эксплуатацию.

Подрядные торги в строительстве РБ

Предметом торгов являются следующие виды работ:

  • Строительство объекта, сооружения, инженерных коммуникаций
  • Ремонтные работы
  • Реставрационные работы
  • Работы по расширению объекта
  • Проведение монтажных, ремонтных, отделочных работ и их этапы
  • Проведение работ по благоустройству
  • Прочие строительные услуги

Сторонами являются лица, принимающие участие в торгах:

  • Организатор
  • Участники
  • Аттестационная комиссия
  • Присутствующие эксперты
  • Иные лица, присутствующие на торгах, но не имеющие права голоса и не входящие в состав комиссии

Основными участниками торгов являются:

  1. Инвестор – лицо, которое принимает решение о вложении средств.
  2. Застройщик – лицо (сам инвестор или компетентный сотрудник, действующий от имени инвестора), который курирует подрядные торги вплоть до заключения договора с подрядчиком.
  3. Заказчик – лицо (сам инвестор или компетентный сотрудник, действующий от имени инвестора), который занимается поиском подрядчика (в случае, если строительство ведётся на обеспечение государственных нужд, заказчиком является государственный орган, который имеет право распоряжаться инвестиционными ресурсами).
  4. Организатор – лицо (инвестор, застройщик, заказчик, инженерная организация), которая курирует размещение заказов и проведение торгов.
  5. Инженерная организация – юридическое лицо, которое привлекается заказчиком и берёт на себя часть его функций.
  6. Подрядчик – физическое или юридическое компетентное лицо, которое имеет право осуществлять строительную и монтажную деятельность с последующим заключением договора с заказчиком.
  7. Претендент – лицо, которое участвует в отборе, переговорах по поводу строительства или проведения ремонтных работ на объекте, закупку и поставку товаров.
  8. Оферент – лицо-претендент, который предоставляет своё предложение (офер) о проведении строительных услуг и заключения договора.
  9. Аттестационная комиссия – группа лиц, которая собирается организатором торгов на временной или постоянной основе с целью их реализации и отбора победителя.

Отмена результата подрядных торгов

По форме проведения подрядные торги подразделяются на два вида:

  • Открытые. Проводятся путём выбора подрядчика из числа желающих претендентов на основе открытого, опубликованного извещения. 
  • Закрытые. Проводятся путём выбора подрядчика из числа уже заранее согласованных и приглашённых для участия в торгах претендентов без публичного извещения.

Порядок проведения подрядных торгов

Процедура организации и проведения подрядных торгов в строительстве является поэтапной, её порядок предусматривается Положением о проведении процедур закупок товаров, работ и услуг при строительстве объектов и постановлением Совета Министров №88.

Процедура проведения подрядных торгов осуществляется согласно следующему алгоритму:

  • Решение о проведении торгов и формировании комиссии

Уполномоченное лицо организатора торгов принимает решение о проведении торгов и формировании аттестационной комиссии.

Решение о проведении торгов, как правило, включает: информацию об организаторе, об объекте строительства, о предмете торгов и предполагаемых сроках их проведения.

Решение о формировании аттестационной комиссии принимается до размещения извещения или любой информации проведения торгов.

Требования к комиссии: не менее 5 человек в составе; обязательное наличие юриста в жюри; в состав могут привлекаться сторонние специалисты, если в числе сотрудников организатора нет специалистов определённого профиля.

После формирования комиссии создаётся устав работы комиссии, который должен содержать порядок работы, функции комиссии и порядок их выполнения. Данный регламент должен быть утверждён председателем комиссии или организатором торгов.

Подрядные торги

  • Разработка предквалификационной и конкурсной документации

Предквалификационная документация должна содержать следующую информацию: сведения об организаторе торгов (наименование, местонахождение, банковские реквизиты, контакты и адрес), предмет торгов, сроки, порядок проведения предварительного отбора, критерии отбора претендентов.

Конкурсная документация должна иметь следующую структуру: предмет заказа, проектные документы, условия проведения торгов, порядок предоставления предложений от претендентов, условия заключения договора, а также обязанности организатора торгов.

Для получения права участия в торгах каждый претендент обязан внести конкурсное обеспечение – перечисление организатору торгов денежных средств, поручительства, качестве гарантии, что претендент не отменит своё предложение, не откажется от заключения договора в случае победы, а также обеспечит исполнение условий договора в полной мере. По окончанию торгов, конкурсное обеспечение возвращается претенденту в полном размере.

  • Извещение о проведении торгов

Для того, чтобы начать процедуру проведения подрядных торгов, организатор должен разместить информацию о торгах в информационной системе «Тендеры» на сайте «Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен» за месяц до того, как подрядные торги начнут свою работу.

Публикация должна содержать следующие детали: наименование объекта и организатора торгов; число, до которого будет осуществляться приём предложений от претендентов; дату заседания аттестационной комиссии и прочие условия.

Организация подрядных торгов в строительстве

  • Предварительный квалификационный отбор

С момента размещения извещения о торгах, начинается приём и регистрация претендентов, а также предоставление ими конкурсной документации и предложения для заказчика.

Комиссия проводит отдельное заседание, на котором предварительно отбирает претендентов для дальнейшего прохождения конкурсного отбора.

В течение 3 дней каждому участнику направляется либо положительный ответ, либо мотивированный отказ.

  • Проведение подрядных торгов

После предварительного отбора назначается дата контрольного заседания комиссии.

Рассмотрение заявок и предложений осуществляется в течение 45 дней.

Предложения по объектам строительства жилых помещений, транспортной инфраструктуры, а также благоустройства и озеленения земельных участков осуществляется в течение не более 10 дней.

Результаты отбора размещаются в информационной системе «Тендеры» на сайте «Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен». Кроме того, каждый участник должен лично получить уведомление о результатах голосования.

Проведение подрядных торгов

  • Заключение договора с победителем торгов

Организатор имеет право лично определить и указать в извещении о проведении торгов определённый срок, в течение которого победитель в проведении подрядных торгов и заказчик обязаны заключить договор.

Ответственность за несоблюдение порядка проведения подрядных торгов

Как правило, процедура торгов представляет собой структурированный и организованный процесс, однако, за несоблюдение протокола проведения торгов или их не проведение государством могут быть назначены следующие виды ответственности:

  • Административная ответственность и штраф в размере 20 – 1 000 базовых величин
  • Признание подрядных торгов недействительными
  • Отмена результатов отбора
  • Недействительность договора между претендентом и заказчиком

Подрядные торги в строительстве в РБ могут быть признаны недействительными, если:

  • Был нарушен порядок их проведения или сроки извещения сторон.
  • Подрядные торги были проведены ранее заявленного срока.
  • Отказ в дальнейшем отборе претендента торгов был не мотивирован.
  • Не были соблюдены условия проведения подрядных торгов, указанных в извещении и в протоколе проведения.
  • Победителем был объявлен претендент, который не имел права участвовать в торгах.
  • Иные серьёзные нарушения протокола проведения тендерных подрядных торгов.

Подрядные торги предусматривают следующие принципы:

  • Открытость
  • Соблюдение протокола процедур
  • Эффективность
  • Открытая конкурентность
  • Справедливость и равноправие
  • Экономичность

Подрядные торги направлены на демополизацию и справедливую конкуренцию, что благотворно сказывается на сфере рыночных отношений в области строительства.